Вы обращали внимание насколько велико количество эпических жанров, пытающихся вложить в нас какие- то житейские мудрости, независимо от того насколько они проверены и справедливы. Ведь одна и та же истина может не только истолковываться по- разному, но и применяться на опыт конкретного человека совершенно иначе, чем в описании.
Принимая во внимание книги классической литературы, а так же сказки и легенды народов мира, стоит отметить, что самое неприкрытое поучение происходит через жанр притчи. Эти замысловатые истории интересны и красочны, они захватывают наше внимание и увлекают вслед за историческими героями и их непутевыми собеседниками. Волей неволей сделаешь вывод о том, что глупости и стыду человеческому нет предела.
Как правило, добродетель в притчах возносится до небес. Герои, олицетворяющие ее сторону светлы и степенны, они мудры и неконфликтны, порой даже хитры, но справедливы. Глупцы же непокорны и самонадеянны, скупы и безынициативны, или наоборот слишком поспешны и невнимательны. И если, услышав красивую притчу, твое сердце растаяло, узнав себя в глупце, не стоит сразу бросать судьбе вызов, стараясь исправить недостатки решительными поступками или грандиозной переоценкой ценностей. Вполне возможно, что не все так легко как кажется.
Одна старая индийская притча, которую очень любил рассказывать духовный наставник по имени ОШО, описывает историю:
«одной молодой девушки, которая была настолько неприглядна, тоща и некрасива, что отец не мог требовать за нее большой выкуп. По традиции в древней Индии за невесту отдавали в ее родной дом некоторое количество коров. И чем прекраснее была невеста, тем больше коров отдавал за нее семейству счастливый супруг. Отец молодой индианки был очень опечален неказистостью своей дочери и не рассчитывал получить за нее больше трех коров. Но однажды в деревню пришел молодой мужчина и попросил руки этой девушки. Он спросил у ее отца, сколько коров он хочет в обмен на прекрасную дочь. И услышав ответ, мужчина предложил ему девять, сказав, что такая девушка никак не может быть достойна меньшего. Отдав семье девять коров, новоиспечённый муж увез супругу в свои земли. Через полгода молодожены вернулись в деревню, и никто не мог отвести от девушки глаз. Она сияла волшебным внутренним светом, и ее красота покоряла каждого, кто на нее смотрел. Когда отец и мать увидели свою красавицу-дочь, то потеряли дар речи. Радостные, они принялись угощать ненаглядных гостей, и отец, поднимая тост, сказал, что вот теперь она вправду достойна девяти коров.»
Мораль этой мудрой притчи скрыта в отношении людей друг к другу. Можно и нужно верить в людей, не унижая их достоинства, но напротив – возвышая. Говоря человеку о его красоте и оценивая выше, чем он есть на самом деле, вы даете личности пространство для роста. Ведь если люди чувствуют, что вы считаете их сильными, мудрыми и всемогущими как бы «заочно», они не могут обмануть ваших ожиданий, и станут вести себя соответственно самой высокой оценке. Этакий эмоциональный «плацебо». Это может быть действенно в том случае если человек хорошо осознает свои недостатки, и говоря ему о его потенциальных возможностях, как о свершившемся факте, вы расскажете ему нечто новое.
Девушка знала, что она некрасивая, ну или возможно просто не ухоженная и не наряженная нужным образом. А мужчина сказал, что красивая, да еще как! Это было ново для девушки, но будущий муж не сомневался в своих словах, и она тоже начала в это верить. Видимо радость любви и заботы, покой и вера в себя сыграли свою роль. А что если человек не замечает своей неприглядности? Разве пойдет ему на пользу завышенная оценка? Можно предположить, что такой вариант приведет к гордыне и будет похож на «медвежью услугу».
С другой стороны, если человек, которому вы помогаете справиться с комплексами, по уши в них увяз, такой подход тоже может не оказаться полезным. Если личность привыкла к унижению и преуменьшению ее достоинств, то резкая оптимизация условий морального климата может вызвать обратную реакцию. Человеку может показаться, что ему наконец вручили заслуженное и он начнет наглеть.
Любой наш поступок и стремление по отношению к другому человеку должны быть не только светлы, но и уместны.